Криптовалюта и майнинговые фермы в Абхазии
Осенью 2017 года в Абхазии активно обсуждалась несколько специфическая для республики тема — перспективы развития в стране рынка криптовалют. По мнению Минэкономики Абхазии, собственная криптовалюта могла бы спасти абхазскую экономику. Говорили о том, что первая в мире государственная абхазская криптовалюта может появиться еще до конца 2017 года, а с весны 2018 года пошло бы ее интенсивное внедрение.
Так, через несколько лет Абхазия вообще может отказаться от обычных денег. Везде будут стоять , а крипто инвестиции обрушатся на республику девятым валом. Но не все так просто. Стоит воплощение данной идеи на практике всего лишь миллиард долларов. Кроме того, необходимо будет решить еще несколько внутриабхазских проблем, которые, к сожалению, не решаются уже десятилетия. Но, обо всем по порядку.
Что такое криптовалюта и биткойн
Сперва о том , что это такое, криптовалюта и биткойн на языке, доступном для простого гражданина. называют особую разновидность электронного платежного средства. Называется она так из-за того, что при обращении этих цифровых денег используются криптографические элементы, а именно электронная подпись. Bitcoin — анонимная платежная система, использующая одноименную валюту. Она используется систему блокчейн, которая объединяет операции в одну большую систему.
Абхазская презентация на конференции «Blockchain: обратной дороги нет»
Опять же осенью 2017 года на конференции «Blockchain: обратной дороги нет» была представлена презентация Абхазии. Приводим фрагменты обзора конференции (полностью можете прочитать по ссылке), касающийся непосредственно Абхазии:
«Одним из первых стал проект из Абхазии: на сцене появился мужчина в тройке, на экранах возникли фотографии гор. «Это серьезный проект, который может изменить индустрию в целом. Вы сможете правда участвовать в развитии страны. Строить инфраструктурные проекты, принимать и оплачивать продукты и любые товары и услуги с помощью криптовалюты»…»
«.. На экране мелькали слайды, иллюстрирующие этот потенциал: трехлетнее освобождение от всех налогов для всех участников рынка при любых расчетах при использовании криптовалюты; затем — четкое, прозрачное налогообложение в этой сфере…»
«.. На все необходимые нужды, согласно презентации, Абхазии требуется миллиард долларов, которые непризнанная республика планирует получить с помощью выпуска ограниченного числа токенов под названием ARC — Abkhazian Republic Coin. Ограниченная эмиссия рифмуется с площадью страны — на 8600 квадратных километров предполагается выпустить не больше восьми миллиардов виртуальных монет. Таким образом Абхазия планирует преодолеть 25-летнее забвение и привлечь зарубежные инвестиции: в отличие от обычных денег, хождение криптовалют пока нельзя никак отследить и под существующие в отношении непризнанной республики ограничения инвесторы не подпадут.»
«В реальность этих планов трудно было бы поверить, если бы на конференции в «Градский Холле» не присутствовал всамделишный министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба. Он подтвердил: собственная криптовалюта у Абхазии может появиться уже этой осенью — а полномасштабно вводить ее в экономику страны правительство собирается к весне 2018 года. Собравшиеся оценили эти планы положительно: управляющий партнер компании — организатора конференции Евгений Галиахметов даже предположил со сцены, что через несколько лет Абхазия может вовсе отказаться от обычных денег — и целиком перейти на криптовалюты.»
Российские предприниматели рассказывают об опыте работы на абхазском рынке криптовалют
Вот такие блестящие крипто перспективы Абхазии были презентованы на этом форуме. Из того же обзора Ильи Жегулева можно узнать что, оказывается, в Абхазии уже предпринимались и предпринимаются попытки майнить биткойны.
Например, один известный российский бизнесмен, Сергей Бобылев, вложил кругленькую для Абхазии сумму в несколько миллионов долларов в две майнинговые фермы, но дело, увы, пошло не слишком хорошо. Постоянные перепады напряжения, столь хорошо знакомые тем, кто постоянно живет или работает в Абхазии, свели на нет все выгоды от нереально низкой цены за абхазскую электроэнергию. Современное оборудование майнинговых ферм такие вещи переживает с трудом. Поэтому, одна ферма уже закрыта, а будущее второй находится в подвешенном состоянии.
«Несмотря на дешевую энергию, сама энергия должна быть нужного качества. И без значительных вложений в электросети Абхазии этого сделать не получится, А если мы откроем и восстановим ГЭС — никто не застрахован от рисков, что правительство не поменяется и не придумает другие правила игры. Это своеобразный, не европейского типа бизнес».
Еще один российский предприниматель, работающий в этой сфере, основатель платформы Waves Алексей Иванов, несколько скептически оценивает перспективы прорыва Абхазии на рынок криптовалют.
«Понимаете, когда у вас что-то отняли в Иркутске, какие-то меры воздействия государственного регулирования возможны. А если у вас что-то отняли в Абхазии — вам уже никто не поможет»
««Вот мы производим оборудование, но технология принадлежит американской компании. Мы покупаем чипы у компании, основной офис которой располагается в Калифорнии. И тут могут быть нюансы… Мы очень аккуратны в этом вопросе. Если мы отгрузим хотя бы одно устройство в непризнанную республику напрямую и об этом узнают производители чипов — кто знает, чем это может грозить?»
Совладельца майнинговой компании BW.com Дмитрия Воронина, который тоже уже успел поработать в Абхазии, подвели абхазские партнеры, отказавшиеся от сотрудничества, когда он уже закупил оборудование. Одна небольшая ферма у него есть, но уже упоминаемые перебои электроэнергии мешают ей нормально функционировать.
А вот, например, Александр Кравченко, совладелец компании «Универсальные инвестиции» не слишком переживает о специфике ведения бизнеса в Абхазии и собрался в ближайшее время открывать небольшую майнинговую ферму в этой республике. Но опять же, бизнесмена настораживают проблемы с подачей электроэнергии.
История проблем в энергетической сфере Абхазии началась не вчера
Наш портал «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» подробно освещал абхазскую энергетическую проблему в материале «Что надо делать с абхазской энергетикой». За прошедшие полтора года с момента той публикации, положение с абхазской энергетикой, мягко говоря, не улучшилось. Аварийные отключения все также в порядке вещей, а зимой Абхазия из-за проблем с ИнгурГЭС вынуждена прибегать к помощи российских энергетиков. Перебои с подачей электроэнергии ожидаются и этой зимой. Пока энергетическая проблема не имеет решения, так как газа в Абхазии нет, альтернативная энергетика пока малореализуема. Оставшиеся с советских времен в Абхазии ГЭС находятся в жалком состоянии, но при этом приватизации по закону не подлежат.
Министр экономики Абхазии рассказывает о перспективах абхазской криптовалюты
Впрочем, министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба настроен более оптимистично, чем российские бизнесмены и в интервью государственному информационному агентству «Апсныпресс» представил свой взгляд на перспективы Абхазии, как активного участника рынка криптовалют.
«В нашем случае, непосредственно майнинг может рассматриваться, как платформа для привлечения инвестиций в энергосистему страны, с помощью механизмов государственно-частного партнерства, в соответствии с Законом РА «Об инвестиционной деятельности». Ведь в Абхазии, действительно, очень высокий потенциал для развития гидроэнергетики – одной из самых дешевых видов энергогенерации, с точки зрения себестоимости производства.»
«Для развития абхазской экономики – это, безусловно, большой шанс, который может выпадать раз в сто лет, и от того, насколько эффективно мы сумеем воспользоваться такой возможностью, зависит наше с вами будущее. В первую очередь, это огромная возможность привлечь инвестиции, сделать систему управления государством максимально прозрачной и эффективной. А также, что немаловажно, если мы окажемся среди стран-пионеров по внедрению и использованию технологий блокчейн, то сможем прорвать информационную блокаду. Об Абхазии будет известно во всем мире и наиболее прогрессивная часть человечества, которая сегодня находится в авангарде новых технологий, будет информирована о нас, о нашей истории, о нашей маленькой стране. Это может стать прорывом сразу по многим направлениям.»
«Мы в Министерстве экономики с привлечением иностранных специалистов уже более семи месяцев работаем над этим вопросом. Прежде чем говорить о создании собственной криптовалюты, детально изучили международный опыт и практику, проанализировали все факторы, в том числе, и потенциальные риски. Учитывая отсутствие у Абхазии эмиссии национальной валюты и финансовой системы в классическом понимании, риски для нас сравнительно минимальны. Вместе с тем, потенциал и возможности, которые открываются перед нами, несоизмеримо выше возможных рисков. Главным образом, мы говорим о привлечении инвестиций через ICO Тогда, по сути, Абхазия может стать одной из первых, кто выйдет на ICO на государственном уровне. Преимущества этого рынка заключаются в том, что граждане всего мира могут инвестировать в нашу экономику, не опасаясь санкций или других нелепых ограничений, распространяющихся на нас со стороны мирового сообщества.»
«В качестве конечной цели реформ в этой области, мы рассматриваем сценарий по формированию у нас в стране полноценной цифровой экономики, основанной не только на использовании криптовалют и технологии блокчейн в финансовой сфере, но и в государственном управлении, образовании, медицине и других сферах жизнедеятельности государства.»
Что можно сказать. Рынок криптовалют действительно в последнее время развивается бурными темпами. Он пока не слишком регулируется законодательством, но уже более чем достаточно людей, которые этой темой серьезно занимаются и инвестируют в эту сферу более чем серьезные деньги.
Не стоит рассчитывать, что Абхазия станет каким-то серьезным центром рынка криптовалюты
Тем не менее, вряд ли стоит всерьез рассчитывать, что Абхазия станет каким-то серьезным центром данного рынка, во всяком случае, до тех пор, пока не решит достаточно болезненные проблемы в энергетической сфере и в области зашиты инвестиций и предпринимательской деятельности. Иначе, все благие пожелания и планы будут напоминать организацию межгалактического шахматного турнира.
Впрочем, частный бизнес, работающий в сфере рынка криптовалюты в Абхазию приходит и будет приходить. И вполне может решать локальные задачи в случае, если проблемы названные чуть выше , не будут для такого бизнеса иметь решающее значение. Однако, не надо забывать про зависимость абхазской экономики от российских трендов. Не далее, как 30 октября руководитель Министерства финансов России Антон Силуанов назвал биткоин денежным суррогатом и заявил, что криптовалюта никогда не сможет заменить рубль в России. Скорее всего, данное высказывание главы Минфина стало ответом на поручение президента России подготовить поправки в законодательство РФ, регулирующие процедуру размещения криптовалют по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг. Кроме того, им поручено подготовить поправки по определению статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий (в том числе таких, как «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт») исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в РФ.
Ну а в Абхазии перед новогодними каникулами дали немного задний ход в вопросе внедрения собственной криптовалюты, решив сперва разобраться с энергетическими проблемами. Впрочем, небольшие фермы в Абхазии ставить вполне реально. Вот такая ситуация с абахзской криптовалютой.
Справки по вопросам предпринимательской деятельности в Абхазии: 7 916 1810919, электронная почта info@abkhaz-project.ru