Архитектура Сухумской набережной

Небольшая экскурсия по Сухумской набережной. Архитектура старого города пока ещё хорошо сохранилась. Кино снимать «из тамошней жизни» надо именно здесь.

Архитектура Сухумской набережной

Это здание сгорело после обстрела, восстановлено:

Архитектура Сухумской набережной

Очень много домов выложены вот такой кладкой с торцов здания:

Архитектура Сухумской набережной

Вот здесь видно, на торце гостиницы «Рица». За пальмой «Русский театр»:

Архитектура Сухумской набережной

Современные строители используют экзотические материалы в виде старого песчаника, чтобы создать атмосферу. Настоящие диарамщики!

Архитектура Сухумской набережной

Очень дикий камень:

Архитектура Сухумской набережной

Архитектура Сухумской набережной

Выглядит такая реставрация стены следующим образом:

Архитектура Сухумской набережной

Хотя это не совсем набережная, а уже направление внутрь города. Некоторые исторические фамилии всё еще присутствуют на стенах зданий:

Архитектура Сухумской набережной

На отдельных мемориальных досках надписи на грузинском языке затерты:

Архитектура Сухумской набережной

Бывшая гостиница «Россия», о ней подробно читаем здесьАрхитектура Старого Сухума

Архитектура Сухумской набережной

Элемент декора стены:

Архитектура Сухумской набережной

Прогуливаясь по Сухумской набережной, в хорошую, естественно, погоду регулярно можно увидеть вот такое народное творчество:

Архитектура Сухумской набережной

Картины с цветочками и озеро Рица, ночная набережная и эвкалипт:

Архитектура Сухумской набережной

Подозреваю, что эвкалипт нарисован этот:

Архитектура Сухумской набережной

Помнит меня еще в младенчестве и позже — как сидел под ним вечером с шампанским и девушкой:

Архитектура Сухумской набережной

Происходит выставка-продажа здесь:

Архитектура Сухумской набережной

До эпохи диалектического материализма и современного «дикого» капитализма выглядело место иначе:

Архитектура Сухумской набережной

Далее последует описание, размещенное полностью на моём сайте. Интереснейшая статьяПрогулки по Сухуму с Хахмигери

… двинемся дальше и остановимся у площади, которая называлась «Бульвар» — это была часть Михайловской набережной, на которую выходил конец ул. Кулебякинской (после революции ул. Ленина, ныне проспект Леона). Здесь мы втроем присядем на скамеечку и послушаем рассказ М.Д. Фотография «Бульвара» приводится.

Архитектура Сухумской набережной

Перед нами две колонны с символами царской власти – орлами. У левой колонны киоск Аниськина – это почтовое отделение, где можно было купить свежие газеты и журналы: «Пробуждение», «Сатирикон» и пр. Здесь же слева на стенке киоска закреплен почтовый ящик, куда можно было опустить письмо. Правый ларек принадлежал персу Алаверды, который торговал фруктами с доставкой на дом, папиросами и другими товарами.

Архитектура Сухумской набережной

Слева от «Бульвара» на набережной находился большой ресторан «Биржа» — теперь здесь гостиница «Рица». Читатель может увидеть слева, в глубине «Бульвара», чашу, которая служила сценой для выступления различных оркестров. На фото видны фигурки музыкантов, наверное, они готовятся к вечернему концерту. И, наконец, в центре кипарисы, некоторые из которых сохранились до наших дней. Музыкальная чаша пользовалась большой известностью у сухумской интеллигенции. Часто большие группы сухумцев засиживались на «Бульваре» допоздна. Этому способствовало и хорошее электрическое освещение (на фото видны высокие столбы с укрепленными на них фонарями). Здесь три раза в неделю выступал большой оркестр 203-го Сухумского полка. Управлял оркестром талантливый капельмейстер Форштадт (крещеный еврей). Под его руководством исполнялись не только военные марши, но и серьезная симфоническая музыка. Отметим, что 203-й полк во время Первой мировой войны был переброшен в зону боевых действий. В Прибалтике, под Сувалками, полк попал в окружение, и большая часть личного состава погибла. Командир полка полковник Шервашидзе также погиб. В августе 1914 года он был похоронен в Сухумской крепости.

Гостиница «Рица, построенная в 1914 году сейчас выглядит вот так:

Архитектура Сухумской набережной

Она отдаленно напоминает отель «Негреско» на Английской набережной Ниццы:

Архитектура Сухумской набережной

Или даже отель Ritz Carlton, в Каннах:

Архитектура Сухумской набережной

Но он немного выше по этажности. В целом, старая сухумская архитектура очень приближает атмосферу Лазурного берега. Стиль поддерживается, и пока сухумчане не допустили хаотичной и бестолковой застройки, как в Сочи. Это здание находится напротив отеля «Рица» и называется оно гостиница «Ориенталь»:

Архитектура Сухумской набережной

Вид на начало XX века — аутентично и сохранилось:

Архитектура Сухумской набережной

C другого ракурса:

Архитектура Сухумской набережной

За гостиницей «Рица» расположены фонтаны в виде грифонов.

Архитектура Сухумской набережной

Вот они крупнее:

Архитектура Сухумской набережной

Декорации съемок фильма «Маленький гигант большого секса», снимали его как раз перед войной:

Архитектура Сухумской набережной

Памятник Сталину Йоське Бэсарионовичу. Про восстания сталинистов в СССР в городах Тбилиси, Гори и Сухуми ничего не слышали? Занятное было шоу:

События в Сухуми развивались как зеркальное повторение волнений в Тбилиси и Гори, хотя и протекали в менее агрессивной форме. С утра 5 марта 1956 года в центральном парке Сухуми у памятника Сталину стали собираться группы учащихся грузинских школ с венками. Это продолжалось до 9 марта. Ежедневно кто-то из митингующих покупал в ресторане «Сухуми» по 20–30 литров вина, которое распивали в парке и которым (по ритуалу) поливали памятник.

С каждым днём количество митингующих увеличивалось (до 2–2,5 тысячи человек). Они беспрерывно выступали с речами и читали стихи. Когда вечером 6 марта рабочая цветочного магазина (русская) по распоряжению начальства попыталась убрать принесенные венки и цветы, толпа набросилась на неё и стала избивать. Женщину спасло вмешательство переодетых работников милиции, дежуривших у памятника. С этого момента участники стихийного митинга установили у памятника свою охрану.

7 марта митинг в Сухуми продолжался с неослабевающей силой. 8 марта митингующие установили в парке прожекторы, а для укрытия от дождя натянули два брезентовых полога. До поздней ночи с чтением стихов выступали школьники, студенты и взрослые.

Почитайте подробно здесь.

Грифончики работают:

Архитектура Сухумской набережной

Зимой их выключают на профилактику.

Архитектура Сухумской набережной

В этом здании, крайнее окно слева внизу — когда-то была парикмахерская:

Архитектура Сухумской набережной

Школоту стригли, посадив на специальную доску, которую клали на спинки парикмахерского кресла. Идем дальше. Мимо сгоревшей гостиницы Абхазия:

Архитектура Сухумской набережной

Гостиница «Абхазия» была возведена в 1938 г. по проекту архитекторов Ю. С. Голубева и Юрия (Георгия) Щуко (сын известного архитектора В. А. Щуко — идеолога сталинской архитектуры). Принадлежала она «Внешнеэкономическому акционерному обществу по туризму и инвестициям „Интурист“» полностью сгорела во время пожара в 1985 году, война к этому отношения не имеет. Посадили повара Майсурадзе за халатность. Якобы он жёг паяльной лампой на кухне тараканов, пламя затянуло в промасленную вентиляцию. Самое интересное — пожар произошел после дорогого ремонта. Очень вкусное мороженное там было, в кафешке.

Гостиничный комплекс включал в себя несколько различных зданий, в том числе здание бассейна, кофейню, булочную «Кара-Хасан». Отель считался одним из лучших в СССР. В 80-х гг. в «Абхазии» находилась штаб-квартира абхазского отделения компании «Интурист».

25 декабря 2007 года на заседании парламента депутаты большинством голосов приняли «Закон о приватизации бывшей гостиницы «Абхазия» и разрешили правительству продать недвижимое имущество бывшей гостиницы «Абхазия», расположенной на набережной Сухума, за 60 млн. рублей. Власти республики планируют создать пятизвёздочный современный отель на 360 мест.

Архитектура Сухумской набережной

Это заведение в турецком стиле. Такая архитектура — с арками и полукруглыми окнами, с многочисленными балконами стала появляться в Сухуме от турецких переселенцев совсем недавно. Теперь тут турецкие кафешки работают, это более старый снимок:

Архитектура Сухумской набережной

Справа будет знаменитый ресторан «Нартаа»:

Архитектура Сухумской набережной

С уютным внутренним двориком:

Архитектура Сухумской набережной

Знаменит ресторан своими вкуснейшими шашлыками и «лодочками»

Архитектура Сухумской набережной

Конечно, это вам не лезгинка, а просто твист кухня с Лазурного берега:

Архитектура Сухумской набережной

Но тем не менее — шашлык это почти всегда вкусно:

Архитектура Сухумской набережной

Дальше у нас прогулка по причалу:

Архитектура Сухумской набережной

Красный всадник был расстрелян из автомата грузинскими «гвардейцами», теперь он отреставрирован. По рассказам местных рыбаков — грузинам не понравилось, что всадник скачет в сторону Грузии. Не уверен, что если бы он скакал в другую сторону, направив меч на столько ненавистную им Россию, то его бы помиловали. Историю этого мозаичного панно не нашел, надо поспрашивать старожилов. Скорее всего панно посвящается становлению советской власти в Абхазии. До войны в этом месте размещалась кофейня со вкуснейшим кофе, напротив — «Торгмортранс»:

Архитектура Сухумской набережной

Морвокзвл начали строить еще в моем детстве. Я хорошо помню, когда его еще не было. Гулял по причалу или ловил тут рыбу.
С развалом ЧМП строительство остановилось, вряд ли он будет когда-нибудь достроен. Внизу летом работают кафешки.

Архитектура Сухумской набережной

По главному причалу находится бар «Апра», что означает «Парус»:

Архитектура Сухумской набережной

Рыбаки ловят всё, что ловится. Рыбачки тоже присутствуют:

Архитектура Сухумской набережной

Если повезет — получается такой улов:

Архитектура Сухумской набережной

Которая превращается в сковородку-две жаренной рыбы:

Архитектура Сухумской набережной

Почему-то в этом месте мне вспоминается Фазиль Искандер:

— У тебя, наверное, уже склевала, — сказал хозяин и, прислушавшись к собственному шнуру, подсек рыбу, — по-моему, барабулька будет.,.
В самом деле он вытащил барабульку, снял ее с крючка и, продолжая держать ее в руке, поднес к лицу,

— Минэ все интересует, — сказал он, — вот я смотрю на рыбу и думаю: это рыба барабулька. Но минэ интересует, что она думает, когда смотрит на минэ…

Он бросил барабульку на дно лодки, где та, потрепетав, затихла. Чик вытащил свой шнур и в самом деле убедился, что крючки на обоих поводках пустые.

Чик никогда в жизни по-настоящему не рыбачил, но он постарался скрыть это от хозяина лодки.

Хозяин лодки наживлял ему крючки, и Чик жадно вглядывался, как тот берет в руки креветку и, начиная с хвоста, продевает ее всю в крючок, иногда отламывая головку, иногда оставляя.

Чик спросил у него, почему он так делает, хозяин ответил, что рыба боится креветок с длинными усами и потому таким креветкам он отламывает голову. Чик обратил внимание на то, что у хозяина лодки тоже были большие усы.

Чик закинул свой шнур, и, когда грузило легло на дно, он сразу почувствовал удар какой-то рыбы. Чик замер в ожидании нового удара. Через минуту он почувствовал сдвоенный удар и подсек какую-то рыбу. Чик стал вытаскивать шнур и, чувствуя пальцами тяжесть живой, упирающейся рыбы, испытал настоящее счастье.

— Главное — не давай слабину, — сказал хозяин, радуясь за Чика, и внезапно сам подсек рыбу и стал тянуть ее наверх.

Чик, наклонившись к воде, увидел, как в глубине проблеснула его рыба и блеск ее становился все ярче и ярче, а хозяин тоже поймал рыбу, и почти одновременно они вытащили свой улов. Чик держал большого, дрожащего и бьющегося в руке ласкиря, а хозяин, поймавший барабульку, показывал Чику, как надо действовать, когда рыба поймана.

Хозяин лодки вытащил изо рта рыбы крючок, причем сделал это так ловко, что наживка так и осталась на крючке. После этого он демонстративно бросил рыбу на дно и так же демонстративно бросил леску за борт.

Чик вытащил крючок изо рта своего ласкиря и, стараясь действовать в ритме, который продемонстрировал ему хозяин, бросил конец своей закидушки на дно лодки, а великолепного, бьющегося, большого, плоского, ласкиря бросил в море.

Рыба влетела в воду как бы с радостным вскриком: «Идиот!» Чик почувствовал неимоверную горечь потери.

— Ты от своего дяди далеко не ушел, — сказал хозяин лодки, — ты разве не понял минэ?
— У меня как-то нечаянно получилось, — сказал Чик чуть не плача.

Заброшенный ресторан «Амра» («Солнце»). Интересная история у этого заведения. Наверху летом варят кофе.

Архитектура Сухумской набережной

С другой стороны набережная выглядит так:

Архитектура Сухумской набережной

Снято с площадки, на которой когда-то находился ресторан «Диоскурия».В честь Диоскуров была названа древнегреческая колония на Черноморском побережье Кавказа Диоскуриада, нынешний Сухум. Кастор и Полидевк — дети Леды и Зевса третьего. Надо сказать, чтомифы про близнецовраспространены по всему миру. Теперь другие мифы:

Архитектура Сухумской набережной

Архитектура Сухумской набережной

Вот на этом самом месте коньяк пил когда-то! В этом месте были столики и крыша. На противоположной стене сидели музыканты:

Архитектура Сухумской набережной

Вид на море остался:

Архитектура Сухумской набережной

В детстве здесь мы ныряли и ловили крабов, а наверху играла музыка:

Архитектура Сухумской набережной

Теперь там общественный сортир. Может быть, найдут инвестора и восстановят?

Архитектура Сухумской набережной

Вот такая экскурсия по Сухумской набережной

Оригинал материала на сайте: algdeusex.ru

Читайте про абхазские города в рубрике «Города и архитектура» на сайте «Абхазская мозаика»