В ракурсеИсторияКультураОбществоТрадиции

Абхазский праздник Ажьырныхуа. День сотворения мира

Абхазский праздник Ажьырныхуа. День сотворения мира

Когда в России отмечают так называемый «старый новый год», в Абхазии в ночь с 13 на 14 января празднуется Ажьырныхуа — День сотворения мира и обновления. Этот праздник отмечается официально,  входит в настоящее время в число государственных и является нерабочим днем.

Ажьырныхуа — один из главных праздников в цикле обрядов традиционной религии абхазов

Несмотря на то, что более 60%  населения Абхазии считает себя православными христианами, по -прежнему широко распространен –  абхазский монотеизм, хотя некоторые побывавшие в Абхазии ошибочно считают абхазов язычниками. Главное отличие монотеизма от язычества – вера в единого бога, творца всего сущего. То есть, фактически, монотеизм мало чем по своей структуре отличается как от многих древних форм религий.

Древняя  вера не вступает в соперничество ни с христианством, ни с исламом, она представляет собой стержень традиционной культуры.  Абхазский монотеизм не управляется какими-то духовными институтами , как, например, у христиан, а все правила, относящиеся к проведению обрядов,  и прочим проявлениям вероисповедания, контролируются только традициями и обычаями, хотя местные жрецы и выступают своего рода духовными лидерами.

Праздник Ажьырныхуа  связан с Шашвы

Несмотря на то, что более 60%  населения Абхазии считает себя православными христианами, по -прежнему широко распространен –  абхазский монотеизм, хотя некоторые побывавшие в Абхазии ошибочно считают абхазов язычниками. Главное отличие монотеизма от язычества – вера в единого бога, творца всего сущего. То есть, фактически, монотеизм мало чем по своей структуре отличается как от многих древних форм религий.

Древняя  вера не вступает в соперничество ни с христианством, ни с исламом, она представляет собой стержень традиционной культуры.  Абхазский монотеизм не управляется какими-то духовными институтами , как, например, у христиан, а все правила, относящиеся к проведению обрядов,  и прочим проявлениям вероисповедания, контролируются только традициями и обычаями, хотя местные жрецы и выступают своего рода духовными лидерами.

Ажьырныхуа абхазский праздничный стол
Праздничный абхазский стол на праздник Ажьырныхуа

Праздник Ажьырныхуа  связан с именем божества- покровителя кузнечного дела Шашвы. Поэтому, родовая кузница у абхазов всегда считалась священным местом, где происходят обряды,  произносятся молитвы и клятвы. В кузне, по традиции, должен стоять исключительно дубовый пень, на нем три обязательных предмета, называемые «х-напык» (три руки): наковальня, щипцы, молот. Считается, что в кузне и поблизости всегда должно быть убрано и чисто. В случае же, если в доме кузня отсутствует, праздничные обряды происходят в небольших святилищах, расположенных прямо в доме.

Жертвоприношения по абхазски в праздник сотворения мира Ажьырныхуа

Во многих абхазских семьях в  ночь Ажьырныхуа проводятся древние ритуалы, связанные с культом кузни.  Накануне  Ажьырныхуа  закалывают белую козу, режут петухов на каждого члена семьи, открывают запечатанный глиняный кувшин с вином, закопанный у священного места, а женщины готовят свечи на каждого члена семьи и пекут пироги с сыром и сладости. При проведении обряда в кузне имеют право находиться только представители мужского пола. Участники  становятся вокруг наковальни с зажжёнными свечами и продолжают стоять до полного сгорания свечей.

Старейший член семьи нанизывает кусочки вареной печени и сердца на небольшой деревянный вертел, и, поливая их домашним вином, обращается с молитвой к Богу, прося благословения, здоровья и счастья родственникам. Затем всем дают попробовать кусочек «благословленного» мяса и стакан вина взрослым.Содержимое кувшина не может быть использовано в каких-либо других целях и предназначается именно для этого ритуала. После обряда все уходят в дом, где продолжают празднование.

Ахьи ардзны чах-чах

Ранним утром первым встает  самый старший в семье. Он обходит весь двор и все хозяйственные постройки, собирая при этом  плющ, символизирующий вечную жизнь, и ветки ореха фундука (символ роста рода), которыми тут же забрасывает двор, домашние помещения. Затем, старший заходит к детям в комнату,  разбрасывает монеты, кукурузу и ветки фундука, так он дает благополучие и богатство семье, желает всем здоровья. И приговаривает «Ахьи ардзны чах-чах». То есть это золото и серебро, а вот чах-чах – это звучание метала. Когда создается звук, дети уже знают, что идут к ним поздравлять и раздаривать сладости.

Авторизация
*
*
Генерация пароля