Общество

Как идет обмен абхазских паспортов

Начавшийся еще в прошлом году обмен абхазских паспортов, с самого начала приобрел несколько странный характер в отношении граждан Абхазии не титульной национальности. Причина, поправки, внесенные в закон о гражданстве аж в 2009 году и своеобразная трактовка законодательства органами, уполномоченными на исполнение процедуры обмена паспортов.  Об этом было достаточное количество публикаций, в том числе на нашем портале. , по проблеме высказывались авторитетные юристы и правозащитники. Но лишь недавно появились какие-то основания надеяться, что в правовой казус будет разрешен и обмен абхазских паспортов станет именно обменов, а не дискриминацией целых категорий граждан. С другой стороны, есть так же причины предполагать, что изменения будут носить чисто декоративный характер. Предлагаем  статью, Розиты Герман, оригинал которой  под названием  «Дискриминационный закон о гражданстве смягчат» опубликован на сайте  www.asarkia.info

обмен абхазских паспортов
Абхазский паспорт и вид на жительство нового образца

«Дискриминационный закон о гражданстве смягчат»

Похоже, лед тронулся. На ближайшей сессии парламента ожидается принятие постановления, которое позволит гражданам не абхазской национальности спокойно менять внутригражданский паспорт, если они учились за пределами страны с 1994  по 1999 год

Также постановление коснется тех, кто в это время был ребенком и тоже не находился в Абхазии. До этого момента такие граждане проходили процедуру восстановления в гражданстве и ждали свой паспорт по несколько месяцев.

По мнению вице-президента Виталия Габния, – это примерно 60% тех, кому сегодня приходится сталкиваться с унижением и волокитой.

Недавно на совещании у вице-президента с участием всех служб, проблема снова обсуждалась, и вроде бы, были найдены компромиссные решения, которые должны облегчить жизнь большому количеству граждан.

Пишу «вроде бы», потому что поверю сама, только после того, как увижу действие уже принятых поправок. Ведь еще с конца января президент Рауль Хаджимба несколько раз обязывал соответствующие ведомства решить проблему, дважды в Общественной палате проходили обсуждения, но до сегодняшнего дня никто не торопился что-то менять.

В это же время, сотни граждан не абхазской национальности продолжали носить всевозможные документы по нескольку раз в паспортные столы, выстаивая очереди, а затем ожидая документ несколько месяцев.

Кого-то в результате, официально уведомили о необходимости прохождения процедуры восстановления в гражданстве, как например, вдову знаменитого абхазского дирижера Анатолия Хагба, или администратора сухумского фитнесс-клуба Хануму Елбакиеву. Кстати, в 1994-м году Хануме было всего 4 года и, в указанные в законе годы, она жила то в Сочи с родителями, то в Сухуме.

В соответствии с изменениями, теперь все процедуры проверки граждан, включая, восстановление в гражданстве, должны проходить в течение 18 дней. Причем, по словам вице-президента Виталия Габния, комиссия по гражданству, которую он и возглавляет, будет собираться дважды в месяц.

Сотрудники паспортных столов будут сами сдавать туда необходимые документы. При этом гражданин, которому закон предписывает пройти через все это, не будет об этом даже знать. Спустя 18 дней он просто получит свой паспорт, если, конечно, не обнаружится, что у него есть грузинское гражданство.

Интересно, что абхазы, получающие паспорта без дополнительных документов и проверок, имеющие при этом грузинское гражданство, выезжающие в Грузию по разным делам, и даже живущие в Грузии, под закон не подпадают. Их гражданство не подлежит сомнению.

Парламентарии придали обратную силу закону о гражданстве, который к тому же не распространяется на всех граждан. Звучит абсурдно, но именно этот закон все паспортные столы Абхазии выполняют с удивительной скурпулезностью, достойной лучшего применения.

Я пишу уже четвертую статью на эту тему. Начала с себя, а затем примером стали истории двух моих подруг. Не могу не сообщить и о еще об одной ближайшей (так уже вышло, мы все – не абхазы). Так вот, она русская, домохозяйка, замужем за абхазом. Никуда из Сухума не выезжала. Родила ребенка в 1995-м году. Окончила школу в 1996-м.  Есть форма №9 тех лет, удостоверяющая личность. Есть аттестат о школьном образовании. А вот подтвердить 9 месяцев пребывания в Абхазии в 1998-м году ей нечем. Паспорт советский она получила с 1999-м.

Просто вдумайтесь! Прошло три месяца с момента сдачи документов. Недавно она, просидев полтора часа в очереди, пришла узнать, какова судьба ее документа. Ее попросили подождать еще месяц.

4 месяца уже ждет паспорт вдова ветерана грузино-абхазской войны, преподаватель средней школы Мадлена Адлейба. Выйдя замуж в 1987 году, она поменяла грузинскую фамилию на фамилию мужа, в Грузии ни разу не была. Сказали, что соседи должны подтвердить ее нахождение в Абхазии в указанные годы. «Почему со мной так?», — говорит она в слезах…

Я понимаю, паспорт они в итоге получат. Но как быть с тысячами подобных историй по всей стране, унизительных, для любого здравомыслящего человека? Разве люди забудут, через что они проходили, чтобы лишь поменять паспорт?

Честно говоря, к вице-президенту я пришла задать всего один вопрос: «Вы считаете все это нормальным?».

 Виталий Габния: «Ответ на этот вопрос носит для меня двоякий характер. Я понимаю, что это неправильно. Неправильно, потому что Абхазия всегда была многоэтнической страной. Когда мы жили с другими национальностями, мы показывали свои лучшие черты, преодолевая их конкуренцию. При этом мы перенимали лучшее у греков, армян, у других народов. И в этом была красота всего. Но объективно ситуация поменялась. Те времена, что были – их не вернуть. Мы должны адаптироваться к сегодняшнему дню. Я изучил Гражданские кодексы многих стран, чтобы понять, как другие государства справлялись с подобными вопросами. Совершенно разные подходы между большими и маленькими странами. Когда речь идет о маленьких странах, где государствообразующий народ, как правило, в меньшинстве, то там все законодательства, как правило, зажаты».

…В последние месяцы просматриваю довоенные газеты. В основе национально-освободительной борьбы абхазского народа было не только внутринациональное единство, но и единство межнациональное.

Это единство позволило в те сложнейшие годы, не отступать от национальных интересов, чувствуя, в том числе поддержку русскоязычного населения республики. Если тогда кому-то сказали, что спустя 25 лет после войны все граждане не абхазской национальности автоматически перейдут во «второй сорт», никто бы этому не поверил. Тогдашним лидерам хватало мудрости, чтобы не допускать даже дискриминационной риторики.

А в наше время, принимаются дискриминационные законы, и никто не торопиться их менять.

Авторизация
*
*
Генерация пароля