Флот мечты Леонида Черкезия
Представляем перепост свежей статьи о единственной в Абхазии сухумской лодочной мастерской «А-Воат Амшын«. Эта мастерская член партнерства «Абхазские проекты». Не первый год руководитель проекта Леонид Черкезия пытается сдвинуть с мертвой точки вопрос создания яхтенной школы и строительства марин в Абхазии. Но всякого рода чиновникам это не интересно. Но дело это правильное и при нужном подходе выгодное. Так что, проект «А-Воат Амшын» готов к разговору с теми, кому эта тема и тема производства в целом интересна.
******
Работы в сухумской мастерской «А-Воат Амшин» идут более 6 лет. Места для работ, что по пластику, что по стеклоткани, более чем значительно. И мест для работы мало. У нас хватает всякого рода подвисалова. Ставить паруса и прочую харахуру особо нечего. Небольшая площадь мастерской Леонида заставлена парусными и прогулочными лодками. Гостей у входа встречает одна из таких парусных лодок, которой больше 30 лет. Одни почти готовы и ждут своей очереди на покраску, другие в самом начале своего преображения.
Кто знает Леонида Червезия, то сразу скажет- человек -кремень. Ведь мы знаем, что долгие и обильные посты это совсем не то, что рассказывают люди, распологающте деньгами, людям, оторые совсем не в курсазЮ а кула делост совсем странная позиция.
Леонид жил в самом неморском городе Абхазии — Ткуарчале, но с самого детства мечтал бороздить моря на собственном судне. Любовь мастера к лодкам началась с книг о морских приключениях. Увлеченный историями о морях и пиратах, он стал посещать судомодельный кружок в школе и работать над макетами парусных лодок, таким образом, как считал мастер, приближаясь к своей мечте о морских путешествиях.
«Университет я окончил в России и после учебы находился там долго. Вернувшись, домой, начал работать в военной сфере, и времени на морское увлечение детства практически не было, к тому же мы жили в Ткуарчале, от берега моря, как и от самой мечты, было далековато», — рассказывает мастер Леонид.
Первый бриз
После Отечественной войны народа Абхазии Леонид продолжал работу в Министерстве обороны Абхазии. Со временем мастер начал задумываться о пенсии и о том, чем будет заниматься на заслуженном отдыхе. Увлечение детства не покидало Леонида, и мысли о собственной лодке все чаще посещали его.
Мастерить настоящее судно Леониду не приходилось, но за плечами у него был большой теоретический багаж знаний о том, как смастерить лодку, и опыт в конструировании моделей морских судов. Технология создания небольших моделей практически не отличается от оригинальных, объяснял нам мастер.
«Своей идеей собрать лодку и выйти в море я поделился с коллегой по службе Даниилом Хашиг. Он сразу загорелся этой идеей. И мы приступили к делу, скачали в интернете модель лодки «Бриз 26″ и понемногу стали ее собирать. Судно получилось небольшое, и мы вскоре испытали его в море. Не передать, насколько это приятно создавать с нуля лодку и смотреть, как она плывет», — делится впечатлениями мастер.
Берег нужен всем, детям в последнюю очередь
Так, с лодки «Бриз» все и началось, но судно долго не простояло в мастерской, один из друзей Леонида стал просить ее в подарок. Мастера решили отдать ее другу, а себе смастерить побольше. Первая работа Леонида до сих пор бороздит море, как рассказывает мастер, он часто встречает ее в море.
«Строить вторую лодку мы решили по специальному проекту. Проект разработали мои друзья из Питера, они работают на верфи.
Вот и сам чертеж висит у нас стене. Это фанерная парусная лодка «Чиж». Но на нее у нас были другие планы. Мы строили для детей, чтобы дети могли ходить под парусом. Я долго находился в Питере и заметил, как у них сильно развит парусный спорт, и что дети с удовольствием им занимаются. У нас есть яхт-клуб «Амра», но у них мало ресурсов, и помощи нет. И меня посетила новая идея, открыть парусную школу в Сухуме и все необходимые лодки для этого построить самостоятельно», — продолжает он.
Один из российских друзей Леонида заинтересовался этой идеей. Он предложил мастеру финансовую помощь. Обещал помочь в строительстве парусного класса и обеспечить всем необходимым для реализации этого проекта. Но мастер не нашел понимания в стране и ни одного метра на берегу моря для строительства парусной школы.
«Вопрос о строительстве школы зашел в тупик. Я продолжил строить парусную лодку, оттачивал свою технику, вскоре лодка была готова, мы стали ходить на ней в море», — говорит мастер.
Вторая парусная лодка Леонида повторила судьбу предыдущей. Очередному другу мастера она приглянулась, и он, оплатив все расходы, забрал ее себе.
«После того как наша вторая лодка благополучно ушла в море, приступили к строительству третьей, затем я купил сломанную яхту и подарил ей новую жизнь. И так до сегодняшнего дня этим и занимаюсь. Техника строительства лодок, как, наверно, и любое ремесло, требует постоянной работы, чтобы навыки сохранились, мастерство не потерялось», — рассказывает Леонид.
Киль, доски и паруса
Строительство лодок начинается не с досок и балок, а с чертежей и проектов. Но первое, что мастер спрашивает у клиента, это для чего ему нужно судно. Лодки бывают разных видов, и строят их по разному методу. Прогулочные, моторные, парусные, с веслами и для перевозки людей. Грузоподъемность и двигатель также имеют значение.
«Важно понимать, для чего она нужна, чтобы кататься — одна лодка, чтобы возить людей — другая, для рыбалки — третья. Начинается с создания проекта и проработки чертежей. Еще важно определить из чего лодку строить. В основном я использую композит. Это распространенный метод во всем мире, в основе которого лежит водостойкая фанера, а сверху стеклопластик. Второй вид — чисто пластиковая. Но я люблю работать с фанерой и деревом», — объясняет мастер
После разработки проекта и создания чертежей начинается подборка материала. Доски для работы мастер выбирает тщательно. В работе он использует мелкослойную сосну, а для каких-то элементов необходимо использовать дуб. Все детали от шурупов до досок закупаются заранее.
«Затем мы приступаем к изготовлению стапеля. Стапель — это на чем мы будем собирать лодку. Очень важно собрать его правильно, от этого зависит успех нашей работы. После этого вычерчиваются и вырезаются шпангоуты (поперечное ребро корпуса судна — ред.), их мы устанавливаем на стапель. На готовые шпангоуты прикрепляются киль (нижняя балка, проходящая посередине днища судна — ред.) и стрингеры. Таким образом появляются очертания лодки», — объясняет мастер.
После того как у лодки появился скелет, мастер приступает к новому этапу.
«Следующим шагом будет накладывание днищевых и бортовых листов. Мы крепим их к килю так называемыми стрингерами и шпангоутами. Корпус снаружи оклеивается стеклопластиком. Ближе к финалу мы устанавливаем банки(сиденья — ред.), привальные брусья(защита бортов лодок — ред). Затем лодка готовится к покраске», — продолжает он.
Леонид описал последовательность изготовления композитного корпуса, он также мастерит пластиковые судна, но по разным технологиям. Лодка в зависимости от размера готовится от одного до трех месяцев, 12-метровые яхты строятся полгода, добавил он.
Безмаринная Абхазия
За годы работы в мастерской Леонид приобрел большой опыт в строительстве лодок, и, как рассказывает мастер, построить яхту в 10 метров для него не составит большого труда. Но ее необходимо хранить в акватории не меньше трех-четырех метров, а на сегодняшний день в Абхазии нет ни одной марины.
«Абхазия — морское государство, и наличие марин необходимо этой стране. 17 лет назад Турция также не имела ни одной марины, пока двое банкиров не построили марину-стоянку для своих яхт. Через месяц они построили вторую, затем третью. Многие последовали их примеру, и на сегодняшний день Турция готова принять 800 тысяч яхт. Мои знакомые часто говорят: «Когда у вас будут марины, мы свои яхты будем парковать». И мне кажется, будь у нас подобная стоянка, люди бы и яхты стали приобретать», — рассказывает Леонид.
Мастер хотел основательно подойти к производству лодок и позвать друзей, работников питерской верфи, которые занимаются разработкой проектов.
«Мы были готовы развернуть производство, но для кого? Если бы была парусная школа, я мастерил бы для нее, но это никому не нужно. Яхты хранить негде, поэтому их никто не заказывает, а желающим приобрести лодку сложно платить за нее», — считает мастер.
Леонид продолжает работать на энтузиазме и надеется, что у него когда-нибудь получится открыть парусную школу, а пока он чинит лодки и мастерит новые.
«Бывает, хочется все бросить, но что-то удерживает. С ремонтом лодок ко мне часто обращаются, и я никому не отказываю, это востребовано, но регулярности нет. Появится какая-то работа, а потом два месяца тишины. Развивать строительство лодок в Абхазии, прилагая большие усилия, рискованно, все может оказаться впустую», — говорит он.
Оригинал: Спутник Абхазия
Консультации по ведению бизнеса и приобретению недвижимости, содействие в реализации бизнес-проектов в Абхазии: +7 916 1810919 (Viber, Whatsapp), info@abkhaz-project.ru. Прочие контакты Партнерства «Абхазские проекты» здесь.
Размещение рекламных материалов на информационно-деловом портале «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» и информационном портале «Абхазская мозаика» Тел.: +7916181-0919, (Whatsapp) , электронная почта: info@abkhaz-project.ru