Секреты бизнеса на постсоветском курорте
О бизнесе должны говорить не коучи и не менторы из инстаграма. Колумнист SCAPP Сергей Калмыков — топ-менеджер крупных развлекательных проектов в России и за её пределами: от «Сочи Парка» до Trimoo Parks в Катаре. В портфолио Сергея значатся успешный предпринимательский опыт, революционные маркетинговые решения и консультирование сразу нескольких бизнесменов из Сочи по линии коммерческой адаптации проектов под реалии российского курорта. Сергей не знает про стартап-акселератор, трансформатор и бизнес-инкубатор, и нам кажется, это ещё больше легализует авторский материал, который мы публикуем без цензуры и редакторских правок.
Свой маленький бизнес в Сочи. Это как священная мантра для любого климатического беженца, как возможность наконец-то вдохнуть полной загорелой грудью насыщенный йодом и ароматом свободной жизни морской воздух и выдохнуть в солнечное небо годами накопленную в каком-нибудь новосибирском отделении Сбербанка пыль дурацких бумажек. Мы будем говорить именно о маленьком, но настоящем бизнесе, приносящем трудовой, ощутимый, а главное положительный денежный поток. Всякие громоздкие постолимпийские структуры, аффилированные им организации, равно как и подрядчики-присоски, которые за взятки и откаты работают по договорам с ними, не являются бизнесом, так как в реальных рыночных условиях у них нет шансов на выживание.
Итак, добро пожаловать в регион, который находится на втором месте российского рейтинга по количеству предпринимателей. Причём количество появившихся за год сравнимо с количеством канувших в лету, а за аренду нескольких квадратных метров недалеко от Олимпийской набережной легко можно выложить 1 млн рублей за сезон. До того, как вы вывалите вырученную от продажи бабушкиной квартиры в Екатеринбурге сумму, желательно, конечно, распечатать и повесить над кроватью в съёмной однушке на Бытхе нехитрые истины, лежащие в основе любого начинания на черноморском побережье.
В Сочи нет локального рынка, состоящего из местных жителей и даже из переселенцев, не нужно на него ориентироваться вообще, по крайней мере пока (ниже я дам пару стратегических вариантов на будущее, которые ориентированы на осевших в городе россиян, перебравшихся из регионов с минимальным количеством солнечных дней в году). Кроме того, важно запомнить: Сочи — совсем не Москва и даже не Казань, и не пытаться адаптировать работающие в мегаполисах идеи, тем более на уровне заведомо провальных франшиз. Вся бизнес-активность в городе жёстко привязана к туристическому потоку и имеет ярко выраженную сезонность, при этом пусть незамысловатый сочинский destination marketing, выраженный в слогане «всесезонный курорт» вас не сбивает с толку — вам же деньги надо зарабатывать, а не красивые слова печатать на баннерах, стараясь попасть в квоту на «социальную рекламу».
Пункты 1 и 2 естественным образом определяют, что отраслей приложения усилий всего две: торговля (включая услуги) и туризм (здесь есть, где развернуться, пока «бабушки в стаканчиках» продолжают наполнять подгоревшими соотечественниками автобусы к еле падающим и утоптанным сандалиями водопадам). Коррупционные риски и затраты могут быть значительно выше, чем вы ожидаете. Не стоит бояться конкуренции. Даже в насыщенных игроками нишах среднее качество продуктов и услуг в Сочи по-прежнему очень низкое, поэтому у вас всегда есть шанс стать лучшим даже в избитых, казалось бы, темах, но только при условии, если вы клиентоцентрист и по-настоящему любите своё дело, а не стремитесь «по-бырику срубить лавэ на бздыхах».
Если вы всё ещё верите фейковым аккаунтам 25-летних обладателей Rolls Royce Ghost из Ярославля, начавших бизнес с нуля с помощью 26-летнего бизнес-тренера с многолетним опытом, то дальше можно не читать и продолжать ходить на бизнес-форумы. Раз вы всё ещё читаете, значит, будем думать, что вы не тинейджер-максималист с аж тремя сотнями подписчиков в инстаграме, а уже порядком утомлённый чередой тупых начальников зарождающийся предприниматель, при этом офисная нудятина не вымотала вас полностью — энергии для захвата вселенной всё ещё полно. Что же такое замутить, ну чтобы наверняка?
В голову любому свеженькому стартаперу с Урала, конечно, придут минигостиница и кафе. И с вероятностью 90% это будет провал. Туроператоры, сидящие плотняком на госдотациях, сливают очень даже приличные (правда, уже начавшие разваливаться без грамотной эксплуатации) постолимпийские отели конечному туристу за копейки.
Соответственно никто не будет жить в вашей со вкусом выполненной юным украинским дизайнером сюрреалистичной гостишке за 1 500 рублей за ночь, потому что за эти деньги весёлая, шумная воронежская семейка заедет в добротную четвёрку с завтраками и бассейном. Так что мечту о своём гостиничном лофте с диджеем на крыше и видом на закат вычёркиваем. Кафе и рестораны вспыхивают, как бенгальские огни в новогоднюю ночь, но также быстро и тухнут. Даже суперпрофи ресторанного рынка, такие как Раппопорт и Левицкий, закрывают свои заведения, не выдержав жестокой конкуренции с консервами, которые туристы привозят с собой в багажниках, чтобы мирно есть в номерах, доставшихся по бросовой цене. Всё еще хотите рискнуть с гастропабом или винотекой со встроенной частной филармонией?
Ремонт и производство маломерных судов в Абхазии. Сухумская лодочная мастерская «А-Воат Амшын». Тел.: +7 940 770-3310, +7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp), Электронная почта: lodki-abh@yandex.ru. Сайт: www. lodki-abh.ru. Прочие контакты здесь.