Почему нет ГЧП в Абхазии
Перепост материала информационно-делового портала «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» на тему, почему никто не заинтересован во внедрении механизма ГЧП (государственно-частные партнерства) в Абхазии.
На страницах информационно-делового портала «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» мы пытаемся, по возможности доступным языком, рассказывать читателям о тех или иных проблемах и вопросах, встающих перед абхазской экономикой. Сегодня речь пойдет таком механизме, как государственно-частное партнерство (ГЧП), использование которого при абхазской специфике представляется более чем актуальным.
Закон о государственно-частных партнерствах не принят
К сожалению, закон о ГЧП в Абхазии так и не принят. Несколько лет назад был разработан законопроект Республики Абхазия о государственно-частном партнерстве, но, в итоге, работа по его принятию была прекращена, а сам законопроект сгнил то ли в парламентских, то ли правительственных закоулках. Единственное, существует статья 6 Закона РА «Об инвестиционной деятельности», в которой кратко прописаны некоторые понятия , относящиеся к государственно частному партнерству. Но для применения ГЧП на практике этого явно недостаточно.
ГЧП для восстановления абхазской инфраструктуры
А ведь, ГЧП можно с успехом использовать для восстановления разрушенной инфраструктуры, той же многострадальной абхазской железной дороги с ее красивыми, но полуразрушенными станциями и вокзалами, в сфере энергетики и в других областях, где по тем или иным причинам нежелательна полная приватизация стратегических объектов. Увы, пока понимания этого в абхазских верхах нет. Все же рассмотрим, что такое, в принципе, государственно-частное партнерство.
Что же такое ГЧП?
ГЧП можно описать упрощенно следующим образом. Одна сторона (частный инвестор) обязуется за свой счет создать или реконструировать конкретное недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (государству или местным властям), осуществлять эксплуатацию объекта , а государство обязуется предоставить инвестору на срок, установленный этим договором ГЧП, права владения и пользования объектом государственно-частного партнерства для осуществления указанной деятельности.
Кроме того, взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе и , государственно-частное партнерство имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность, взаимодействие сторон имеет равноправный характер. В процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон, финансовые риски и затраты. Достигнутые результаты также распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
ГЧП могут привлечь российские инвестиции
В ситуации, когда от абхазской экономике требуются куда более высокие темпы развития, когда экономический кризис , поразивший Россию, сказывается в той или иной мере на Абхазии. когда финансирование из российского бюджета, определенное «Договором Российской Федерации и Республикой Абхазии о союзничестве и стратегическом партнерстве», не поступает в республику в необходимом объеме, вполне понятно стремления руководства страны привлечь средства российских и абхазских инвесторов для модернизации объектов, находящихся на балансе государства. Именно, государственно-частное партнерство призвано решить эту задачу.
Казахстанский след в абхазском законотворчестве
Не секрет, что часто некоторые юридические новации абхазские законодатели заимствуют в нормативно-правовой базе других стран бывшего СССР. Проект Постановления правительства РА «О временном порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд», который мы уже рассматривали на страницах сайта, казахстанского происхождения.
Не стал исключением и горемычный законопроект РА «О государственно-частном партнерстве». Его родина тоже в казахских степях. Принят закон РК «О государственно-частном партнерстве» был в 2015 году и с тех пор в него вносились те или иные изменения.
А вот в России Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 2016 года. Впрочем, опыт государственно-частного партнерства в России имеется. Ведь с 2005 года ГЧП в России регулировался Федеральным законом РФ «О концессионных соглашениях» (N115 от 21 июля 2005 года).
Примеры ГЧП в России
Как пример ГЧП, можно привести эпопею со строительством Западного скоростного периметра — внутригородской платной магистрали в Санкт-Петербурге. Стоимость проекта составляет 212 миллиардов 700 миллионов рублей, из которых 108 миллиардов — средства инвесторов, 71,2 миллиарда — инвестиционного фонда, 33,5 миллиарда рублей — средства бюджета города.
Строительство начато в 2005 году и до сих пор не доведено до конца. В 2009 году финансирование проекта было переориентировано еще в большей степени на средства города, примерно на 20 млрд. рублей. Полностью проект был реализован в 2016 году.Можно также привести примеры в Москве типа программы открытия на первых этажах зданий, принадлежащих городу, частных медицинских клиник.
Как используют ГЧП в Европе в сфере здравоохранения
Кстати о здравоохранении. Здесь уместно упомянуть об опыте применения схем государственно-частного партнерства в странах с высоким уровнем здравоохранения, Германия, Швеция, Великобритания… В этой сфере используются две модели.
Первая — строительство объекта здравоохранения частным партнером и продажу его госструктуре с обязательством последующей передачи в управление тому же частному партнеру.
Вторая — предусматривает сохранение прав собственности частного инвестора на построенную им больницу. Но с одним условием: с государственным ведомством здравоохранения больница заключает контракт, по которому обязуется оказывать помощь населению за фиксированную плату со стороны государства.
В разных странах преобладают различные формы партнерства. Скажем, в Германии лечебно-профилактические учреждения продаются частным инвесторам за символическую сумму в обмен на инвестиции и обязательства выполнять государственный заказ. В Швеции частный сектор был допущен в систему здравоохранения в 1991 году: частникам разрешили брать в аренду больницы, службы скорой помощи, лаборатории.
В качестве первого шага внедрения ГЧП в систему здравоохранения Австралии правительство выбрало единого частного оператора для проектирования, строительства, управления новыми больницами. Оператор работает с инвесторами, предлагая 15-летние контракты под обязательство не создавать искусственных ограничений доступности медпомощи. В Великобритании начиная с 1993 года частники занимаются проектированием, строительством и иногда эксплуатацией новых медицинских объектов.
В основном, контракты с частными инвесторами заключаются на 30 лет, в течение этого времени государственный партнер предоставляет частному право владения, эксплуатации, а также вносит согласованную плату за доступность медпомощи. С введением государственно-частного партнерства качество медуслуг повышается, а цены на медобслуживание снижаются.
Например, в Швеции сдача в аренду стокгольмского госпиталя Сент-Грегори позволила сократить затраты на 30% и обслуживать дополнительно 100 тыс. пациентов в год, стоимость рентгеновских услуг упала на 50%, продолжительность ожидания диагностики и лечения сократилась на 30%, стоимость услуг скорой помощи снизилась на 10%, стоимость лабораторных услуг — на 40%. В Австралии, благодаря реформе, госзатраты на строительство лечебных учреждений упали на 20%, количество обслуживаемых пациентов выросло на 30%.
Где можно использовать ГЧП в Абхазии
Как раз здравоохранение, одна из отраслей абхазской экономики, в которой, возможно, будет актуально внедрить практику государственно-частных партнерств. Не менее интересно рассмотреть использование формата ГЧП в сфере туризма. Санаториев и гостиничных комплексов, устаревших технически и морально на балансе у государства предостаточно. Средств на их восстановление и ввод в эксплуатацию нет. И недавняя проверка Госстандарта Абхазии государственных туристических объектов как раз говорит в пользу такого решения проблемы.
АЖД как объект государственно-частного партнерства
Также объектами ГЧП может стать инфраструктура АЖД, в первую очередь, вокзалы и пространство вокруг них. Потенциальным инвесторам может оказаться интересным проекты с этим связанные. Возможны варианты на территории сухумского порта или аэропорта и т.д. Кроме того, правительство может быть, применит какую-то модель ГЧП при приватизации унитарных предприятий. Правда, давно уже про приватизацию РУПов в Абхазии ничего не слышно.
Инвесторам нужны гарантии и прозрачность
Безусловно, для того, чтобы убедить инвесторов участвовать в ГЧП потребуются серьезные усилия. Бизнес должен быть твердо уверен, что процедура создания и реализации проекта государственно-частного партнерства абсолютно прозрачна и не будет изменена в процессе осуществления. Не будет никаких намеков на принцип «занято», еще существующий в Абхазии, будут выполняться лишь те обязательства, которые зафиксированы в договоре и предпринимателям придется иметь лишь с официальными представителями государства, действующих в пределах отведенной им компетенции.
А нужны ли абхазским властям ГЧП?
Но, повторюсь, пока никаких попыток внедрить механизм ГЧП в Абхазии не наблюдается, ни от Минэкономики, ни от парламентариев. Видимо, менее чем за год до президентских выборов рассчитывать на какое-то эффективное абхазское законотворчество вряд ли стоит. Вполне может быть, что людей, принимающих сегодня решения в Абхазии, и так все устраивает в этой сфере. А жаль, у ГЧП хорошие перспективы, если ставить себе целью реальное наведение порядка в вопросах экономики и госсобственности в Абхазии и улучшение местного инвестиционного климата.
Кирилл Базилевский
Консультации и сопровождение бизнеса, бухгалтерские услуги, и сопровождение сделок с недвижимостью, услуги по регистрации предприятий, содействие в реализации бизнес-проектов в Абхазии: +7 916 1810919 (Viber, Whatsapp), info@abkhaz-project.ru. Прочие контакты Партнерства «Абхазские проекты» здесь.
Размещение рекламных материалов на информационно-деловом портале «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» и информационном портале «Абхазская мозаика» Тел.: +7916181-0919, (Whatsapp) , электронная почта: info@abkhaz-project.ru
Ремонт и производство маломерных судов в Абхазии. Сухумская лодочная мастерская «А-Воат Амшын». Тел.: +7 940 770-3310, +7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp), Электронная почта: lodki-abh@yandex.ru. Сайт: www. lodki-abh.ru. Прочие контакты здесь.
- Кирилл Базилевский — Координатор партнерства «Абхазские проекты», руководитель информационно-делового портала «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»