Сухумский след. Курортно-семейная история
Уже двенадцать лет работаю я по абхазской тематике и порою задаюсь вопросом, почему меня тянет именно сюда? В эту замечательную, но не самую благоустроенную страну при всем богатом наличии выбора, который имеется сейчас у людей. И, здесь может быть, ответ на этот вопрос. Давно хотел бы написать о своих предках, благо, что матушка моя подготовила достаточно материалов и о нашей семье. И для начала выбрал один из эпизодов напрямую относящийся к Абхазии. Назову это — сухумский след.
Мои предки по деду происходили родом из Воронежской губернии и их несколько поколений были православными священниками. И вообще до революции мужчины нашей семьи поступали в духовную семинарию, пусть и не принимая потом сан. Разбросало в итоге моих предков по всей России, но один из них оставил свой след в Сухуме.
Слева направо: мой прапрадед Клавдий Евграфович, его сыновья Гавриил и Яков Клавдиевичи, мой дед — Юрий Яковлевич Базилевский.
Вот как раз насчет сухумского следа речь пойдет о Гаврииле Клавдиевиче, брате моего прадеда Якова Клавдиевича. Узнать о Гаврииле Базилевском удалось не слишком-то много, но многие ли могут рассказать о своих родственниках той поры столько , сколько о нем знаем мы.
Человеком он был, похоже разносторонним и значительным. Как и почти все мужчины в нашей семье дореволюционной поры, Гавриил Клавдиевич окончил Воронежскую духовную семинарию. А вот стал ли он священником, об этом с уверенностью сказать нельзя. Может быть и нет, учитывая его дальнейший жизненный путь.
Можно утверждать лишь следующее. В 90-х гг. XIX века Гавриил жил в Анапе, где к этому времени обосновался его дядя Павел Евграфович Базилевский. Вот тот как раз точно был священником Свято-Онуфриевского храма в Анапе.
Потом он стал священником Осиевского храма. Преподавал в церковно-приходской школе для девочек и школе грамотности на Рождественской улице. Организованный и руководимый Павлом Евграфовичем хор много лет выступал на летних концертах, устраиваемых в анапском курортном зале. Отец Павел был хорошо известен в городе и знаком с одним из основателей Анапы как курорта Владимиром Адольфовичем Будзинским.
Что касается самого Гавриила Клавдиевича, то известно, что он преподавал в церковно-приходской школе. Гавриил был одним из тех, кто сыграл важную роль в судьбе талантливого мальчика Платона Крутько, которого потом стали называть «Певец земли анапской».
В общем, жизнь Анапы была достаточно интересной и насыщенной. Хотя приезжий журналист описывает Анапу не слишком комплиментарно: «Анапа в конце 19 века. Представляла собой маленький почтовый городок на окраине великой Российской Империи. Две продольные улицы, неправильно идущие вдоль морского берега, и несколько поперечных – вот и весь город. Улицы широкие, кривые и не мощенные, вымощена только центральная часть. Базарная площадь не мощена. На площади и улицах после сильных дождей остаются лужи, каковые смешиваются с отбросами, издают зловоние. Отсутствие мостовых, грязь и валяющиеся в лужах свиньи, лишение иногда в течение нескольких недель парохода, вследствие дующих ветров, жалкая растительность – на всем лежит печаль запустения. Да и мог ли этот городок именоваться таковым, скорее поселок или посад. Одним словом, гоголевский Миргород».
В.А. Будзинский в своей статье 1900 года отмечал: «К лечебным средствам Анапы, кроме прекрасного климата, относятся морские купания, грязи из местного соленого озера и грязевых вулканов, песчаный берег, восхождение на горы, лечебный виноград, козье молоко и кефир. Морской берег можно считать для купания превосходным”.
Но вернемся к Гавриилу Базилевскому. Известно, что был он почетным гражданином города Анапа. «По состоянию на 1 января 1917 года в Анапе числилось 18 почётных граждан. В их числе – Сергей Петрович Вязмитинов, бывший в 1899 году председателем Анапского общественного собрания, владелец паровой мельницы Батрикей Мустафович Ду, бухгалтер Анапского городского общественного управления в 1909 г. Владимир Николаевич Соколов. Потомственный почётный гражданин Михаил Михайлович Лапарёв на протяжении нескольких лет исполнял обязанности секретаря городской управы и городского головы. Евгений Александрович Прокопович, который в 1911 году стал потомственным почётным гражданином, был городским головой и одновременно председателем городской думы». И вот среди этих почтенных горожан, наряду со знаменитым В.А.Будзинским, значится Гавриил Клавдиевич Базилевский. Остается только гадать, за какие заслуги ему была оказана такая честь.
Позднее Гавриил Клавдиевич жил в Сухуме. О его деятельности в Абхазии известно мало, однако имя Гавриила Базилевского числится в списке действительных членов Сухумского общества сельского хозяйства в 1913 г. ,
Членами Сухумского общества сельского хозяйства были землевладельцы и дачевладельцы, а также представители интеллигенции, внёсшие большой вклад в дело интродукции на побережье многих видов субтропических плодовых и декоративных растений. Этот период можно считать отправной точкой создания черноморских субтропиков, которые в немалой степени являются результатом трудов многих энтузиастов.Регулярно Сухумским обществом сельского хозяйства издавался журнал Черноморское сельское хозяйство. Как писал Ю.Н. Воронов «наряду с опытными учреждениями свою лепту в общую работу внесли многочисленные любители, капиталом и энергией которых девственные леса и непроходимые дебри превратились в цветущие экзотами дачи, в сплошной сад и цветник. Быть может дилетант местами и временами не только проявлял больше инициативы, чем правительство, но даже влиял на работу казённых опытных учреждений. Одной из задач общества была пропаганда среди местного населения передовых метолов ведения сельского хозяйства и вообще просвещение абхазов.»
То, что Гавриил интересуется вопросами, связанными с сельским хозяйством, нет ничего удивительного. Как мы помним, во второй половине XIX века в Воронежской семинарии, которую окончил Гавриил, была проведена реформа, благодаря которой семинаристы получали знания не только по традиционной учебной программе, но и по многим естественным предметам: геометрия, геодезия, сельское хозяйство, медицина, естественная история. Воспитанники работали в семинарской и городских больницах. Для сельскохозяйственных работ во дворе семинарии был разбит опытный сад, в котором произрастали даже экзотические растения. Так что Гавриил Клавдиевич получил хорошую разностороннюю подготовку.
После революции Гавриил Клавдиевич с семьей живет в Майкопе. В 20-е годы он учитель музыки в средней школе. По воспоминаниям Юрия Яковлевича Базилевского, жившего некоторое время вместе с родителями в Майкопе, Гавриил держал пасеку и руководил хором. Жену Гавриила звали Марией. Дети: Евгения, Люся, Николай, Елена. Гавриил Клавдиевич умер в Майкопе. Где жили его дети после войны – неизвестно.
Вот такая маленькая семейно-курортная история с сухумским следом.
Первоисточник: http://bazilevskiy.ru/2018/03/14/sukhumskiy-sled-semii-bazilevskih/